|
|
|
|
29.04.2003 г.
Борис Гройс, лекция в рамках некоммерческой программы 6 Межународной художественной ярмарки "Арт Москва", 25 апреля 2003 года.
Мое выступление связано с тем, что в рамках некоммерческой программы ярмарки Арт Москва показывается моя работа, которую я сделал в 2000 году. Я хотел бы начать наш разговор с описания этой работы, это послужит основой для формулировки некоторых более общих соображений по поводу современного искусства.
Этот проект называется "Шоу "Суждения об искусстве", где я выступил в роли фиктивного телеведущего, который задает вопросы своим студентам из Германии, Франции, Бельгии.
Образ телеведущего родился из следующих соображений. Я много лет преподавал философию в европейских и американских университетах. И это обстоятельство всегда внушало мне смущение и стыд, так как еще Сократ запретил преподавать философию, особенно за деньги. Философ - человек, который любит знания и обращается к другим с вопросами о том, что они думают об этом. Я "предал" Сократа. Решив искупить эту вину, я попытался выступить в роли Сократа. Вместо того чтобы обращаться к людям с сообщениями о том, что я знаю, я обратился к людям с вопросом о том, что знают они, оставаясь при этом пассивным, не высказывая своего мнения.
Именно так обращался Сократ к людям на агоре - нейтральном публичном пространстве. Что есть эквивалент древнегреческой агоры сегодня? Конечно, телевизионное шоу, ток-шоу. Ведущий ток-шоу - Сократ наших дней, человек, который не имеет права иметь своей позиции, а только вопрошает. При этом я ориентировался на западные ток-шоу, посвященные не политике, а обычным жизненным вопросам, куда приходят молодые люди и сразу начинают раскрывать всему миру свои постельные тайны. Я своей личной жизни с откровениями такого рода не сталкивался, хотел провести и такой опыт. Так вот, как только я оказывался наедине со студентами в полутемном помещении с видеокамерой, как они тут же начинали рассказывать о себе, своих родителях, семье. Главной темой разговора оказывались чисто биографические, личные моменты.
Все мои студенты - молодые художники, творческие люди. Но как только я пытался перевести разговор на тему творчества, отрицали тот факт, что они художники, причем, делали это с кислыми минами. Художник для них - нечто вроде оскорбления. Под искусством они понимают искусственное субсидирование объектов и практик, которые людям на самом деле не нравятся. И они не желают идентифицировать себя с этим. Они хотят создавать то, что нравится людям, которые захотели бы это купить. Ориентация моих студентов рыночная, коммерческая. Современное искусство они воспринимают как мафиозный заговор против объективных, честных, порядочных рыночных практик.
Кроме того, эти молодые люди испытывают отвращение и раздражение к таким людям как я. Они не хотят быть признанными и увенчанными людьми, которые знают историю искусств. Они ориентированы на фигуру Неизвестного Зрителя (по аналогии с фигурой Неизвестного Солдата). Рыночная экономика - это, в сущности, и есть обращение к зрителю, которого ты не знаешь в лицо. Это полу мистическая, полу коммерческая связь художника и зрителя. Коммерческий мистицизм - пространство, в котором движется воображение этой молодежи.
Само пространство моей работы состоит из трех частей - фильм, в котором я выступаю в роли псевдо Сократа, видео с общением со студентами и стенды с объектами, которые предоставили участники ток-шоу. Например, одна из студенток отдала все вещи, в которых она снималась, другая - свои детские дневники. Все предметы очень личные, очень персональные.
Является ли сама видеоинсталляция произведением искусства? При ответе на этот вопрос, я хотел бы описать свое отношение к современному искусству.
Мнение о художнике, которое владеет умами большинства людей таково - художник это рабочий, который производит некий художественный товар. Такой рабочий-кустарь, который свой произведенный объект помещает в некое пространство сбыта. Таким образом, художник в представлении многих - нечто среднее между рабочим и мелким предпринимателем.
На самом деле, художник выступает не в роли производителя, а роли потребителя. Он выставляет не то, что производит, а то, что выбирает из массы вещей, которые циркулируют в современном обществе. Это общество коммерческое. В отличие от религиозного, идеологического обществ - рыночное общество не требует слов, теорий, легитимации. Современное общество базируется на немом суверенитете покупателя, который приходит в супермаркет и покупает то, что хочет, при это не объясняя почему.
С другой стороны - мы тоже объекты для приобретения других. Мы живем в цивилизации, в которой должны нравиться. Для того, чтобы продать себя, мы занимается самодизайном. Мы покупает не ту одежду, которая нам нравится, а ту, в которой хотим понравиться. Таким образом, мы продаем другим наше потребление.
Радикальное современное искусство - это не создание предметов искусства для их продажи, а демонстрация собственного вкуса. Художник совершает выбор, выступая в качестве редактора, то есть делает работу ведущего ток-шоу. Мы не можем сказать что является произведением искусства, а что нет - у нас нет критериев. Что можно с уверенностью сказать - все, что демонстрируется в замкнутом художественном пространстве - является искусством. Потому что это выбрано, адаптировано, апроприировано. Акт апроприации - художественный акт.
Для кого же делается современное искусство? Кто этот зритель? Современное искусство - это нечто, что можно увидеть божественным взглядом. Материализацией этого взгляда является взгляд камеры. Камера регистрирует события, но не реагирует на них. Камера молчалива, терпелива, гуманна. Именно благодаря камере и жанру видеоинсталляции современное искусство превратилось из "белого куба" в "черный ящик".
«назад
|
|
|
|