English version О нас Архив новостей Карта сайта На главную страницу

ЛИЦА ВОЛГИ - выставка по результатам фотоэкспедиций будет показана в Нижнем Новгороде с 3 по 24 июня 2005 года

08.05.2005 г.



Государственный Центр современного искусства, Нижегородский филилал и Нижегородский Центр современоого искусства «Кариатида»

представляют выставку по результатам фотоэкспедиций

ЛИЦА ВОЛГИ


3 — 24 июня 2005 года


Сергей Братков. Лица Волги. Удмуртия. 2003Сергей Леонтьев. Лица Волги. Удмуртия. 2003Вита Буйвид. Лица Волги. Чувашия. Тупик. 2003Станислав Яворский. Лица Волги. Мордовия. 2003 Участники проекта: Сергей Братков (Харьков - Москва), Вита Буйвид (Санкт-Петербург - Москва),Сергей Леонтьев (Москва), Валерий Стигнеев (Москва), Станислав Яворский (Нижний Новгород).

Предельной целью этого проекта было сделать «групповой снимок» народов Поволжья. Людей, принадлежащих определенной географии, обладающих самобытной историей, наделенных оригинальным своеобразием физических черт, привычек и обычаев. Короче — своим лицом. Говоря фотографически — это портрет.

Пять фотографов отправились в пять поволжских республик. Маршрут поездки и тему съемки выбирали самостоятельно, по интересам. Сергей Братков отправился в Удмуртию, чтобы снять людей, занятых производством автомата Калашникова. А в результате сделал серию монументальных изображений ижевских сталеваров. Вита Буйвид собралась в Чувашию с намерением снимать в родильном доме. И в конце концов собрала из сделанных в Чебоксарах фотографий три больших фотоколлажа, посвященных теме человеческой судьбы и чем-то напоминающие житийные иконы. Сергей Леонтьев путешествовал по просторам Марий Эл, снимая сельских жителей, но в итоге его обширный портретный цикл включил в себя также и фотографии многочисленных горожан. Валерий Стигнеев побывал Татарстане, где сделал живописный репортаж о жизни казанских рынков. Но на выставке одну половину из его изображений составили выразительные женские портреты, а другую — как фон для них — пестрая базарная толчея. И только Станислав Яворский не отошел от собственного замысла: он приехал в Мордовию и снял в музее Саранска местных красавиц рядом со скульптурами Степана Эрьзи.

Итак, «группового портрета» не получилось. Потому что не может быть портрета народа. Народ — понятие собирательное, типическое. А фотография изображает конкретных людей: их тела и лица. Реальных людей в среде их естественной жизни, что гораздо увлекательнее созерцания любого общего типа. Каждое лицо уникально, причем слово «уникальное» значит не только «единственное в своем роде», но и единичное, фрагмент в общей картине мира, на его фоне. В «группе лиц» уникальное лицо стирается, оставаясь только представителем абстрактного множества. Выделенная из ряда, из фона, личность собирает в себе окружающее пространство, сомкнутое в человеческом теле, прописанное в лице и отраженное в глазах.

Фотография сегодня заменила собой традиционные виды искусства — живопись и графику. Она может быть и парадным портретом, как Браткова, Леонтьева или Яворского, может на свой манер использовать возможности исторического полотна, как это получилось у Буйвид и может, наконец, быть циклом отрывочных натурных зарисовок, как у Стигнеева. Личность — это монументальный фрагмент. И фотография — всегда статичный фрагмент, рождающийся от импульса одного-единственного взгляда, преломленного линзой объектива. Как бы много фотографических изображений не появлялось в мире, они никогда не скажут нам о нем всего. Между ними всегда есть зазор, пропуск в реальности. Там, где есть две фотографии, может быть третья: схватившая то, что потерялось между ними. И это найденное может оказаться как раз самым удачным, а новая фотография составит с двумя прежними серию. Серия стоит где-то между уникальной картиной и всегда бесконечностью кадров движущегося изображения (кино или видео), компенсируя их слабости и соединяя достоинства. Уходя от старомодного пафоса первой и избегая многословия второго. Сохраняя, хотя бы как возможность, впечатление живого и сосредоточенного контакта с каждым из изображенных. Разбивая время на маленькие вечности, на человеческие лица. Может быть, поэтому современные фотографы так любят работать сериями.

Владимир Левашов


Сайт выставки

КОНЦЕПЦИЯ Любовь Сапрыкина
КУРАТОРЫ Владимир Левашов, Юлия Абрамова
ПОДДЕРЖКА: Фонд Форда, Фонд «Открытый регион», Фонд «Культурная столица Поволжья»


Выставка проводится в рамках Международного Конгресса партнёров программы «Культурная столица Поволжья»


АДРЕС Нижний Новгород, пл. Минина, 2/2
РЕЖИМ РАБОТЫ с 11.00 до 19.00, кроме понедельника
КОНТАКТЫ тел. (8312) 39-09-18, info@art.nnov.ru Елена Белова



«назад
© 2000-2018 нижегородский филиал государственного центра современного искуства