|
|
|
|
12.10.2002 г.
10 октября в Йошкар-Оле состоялось открытие выставки "Московское время" и инсталляции Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева "Нирвана"
"Московское время" демонстрирует произведения художников, столкновение которых в одном пространстве выглядит парадоксальным. Все они принадлежат к разным течениям и движениям, подчас противоположны в своих творческих установках, взглядах на задачи искусства и на границы самого круга "причастных" к "секте" contemporary art. Трудно представить добровольный союз этих художников, так что соединение их в одной экспозиции - насильственно.
Темой выставки стал показ московского искусства последних трех лет через яркие, зрелищные проекты, затрагивающие проблемы зримого воплощения авторского высказывания и вовлечения зрителя в пространство современного искусства.
В одном выставочном пространстве объединены проекты группы АЕС "Лесной царь" и "Радость" Гора Чахала, "Генетическая гимнастика-2" Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева и "Сотрудничество с животными" Виталия Комара и Александра Меламида, инсталляция Ирины Наховой "Большой красный", фильм Дмитрия Гутова, сделавшего документацию акции общества "РАДЕК", и "Озеро забвения" Вадима Захарова.
Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев
"НИРВАНА"
Наряду с еще несколькими русскими мастерами современного искусства Ефимов--Чернышев умеют и любят работать с конъюнктурой. Правда, новая выставка дуэта под странным названием "Нирвана" не опровергает и не подтверждает это их умение.
На первый взгляд, нам предлагается очередная вариация на приевшуюся тему "секс -- смерть". Почему поминается нирвана, не совсем ясно. Возможно, подгадали к выходу подарочного издания альбомов знаменитой группы, по которой до сих пор сохнут школьники. Это объяснение наделяет выставку некоторой злободневностью, но если от него отказаться, то понять название трудно. Итак, на двух полотнах изображены женские торсы. С помощью компьютера художники совместили вид спереди и два вида сбоку, так что у дам на фотографиях по две попы на каждую. Фон густо-красный, отсылающий нас как к Тициану, так и к доморощенным порнографам, до сих пор предпочитающим контраст красного и телесного. Впрочем, говорить, что Ефимов--Чернышев сделали "ню", это примерно то же самое, что обвинять Владимира Сорокина в порнографии. Ефимов и Чернышев разрабатывают любимую тему -- тему генетического эксперимента, в результате которого и получаются такие создания. О гендерных проблемах здесь речи не идет. Выставка скорее должна служить предостережением, работая как детская страшилка: представляете, милые дамы, просыпаетесь вы как-то утром, а у вас в результате загрязнения атмосферы выросло что-то необычное... Это не порно, а скорее комната смеха в детском парке. Компьютерной обработке был также подвергнут и человеческий череп, разложенный на черном фоне на манер выкройки из "Бурда Моден". В видеочасти инсталляции этот череп ползает, как гусеница, по экрану справа налево, имитируя компьютерный вирус. Сам прием отсылает нас к кубизму с его стремлением изобразить предмет сразу со всех сторон. Подобно фрагментированному городской суетой взгляду кубиста, взгляд современных художников также опосредован способами репрезентации, предлагаемыми компьютером. Проблемы телесности нынче уже сходят на нет, а фигуративизм рвется в моду. Где-то посередине и находятся сейчас Ефимов и Чернышев. В конце концов, придуманный ими прием, попахивающий анатомическим театром, вполне может быть использован еще и еще. Ведь самое главное теперь -- серийность. Это Эль Лисицкий мог сделать один фотомонтаж и перевернуть общие представления о фотографии. Современному художнику, чтобы остаться на плаву, приходится вновь и вновь воспроизводить найденный ракурс, метод или технику.
Владислав ДЬЯКОНОВ, ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ, 19.08.2002
Выставка продлится до 30 октября
Адрес: Йошкар-Ола, ул. Гоголя, 15, Республиканский музей изобразительных искусств
Контакты: (8362)456001 - Людмила Кувшинская, (8312) 390918 - Юлия Абрамова
при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса - Россия)
«назад
|
|
|
|