English version О нас Архив новостей Карта сайта На главную страницу

"Множественность в единстве. Летняя школа современного искусства в Нижнем Новгороде" (газета "Время новостей" от 26.08.2009)

04.09.2009 г.



Сразу после открытия VI Ширяевской биеннале современного искусства некоторые ее участники во главе с организаторами, Нелли и Романом Коржовыми, переехали в славный волжский город Нижний Новгород, чтобы принять участие в работе летней школы современного искусства «Зеленое искусство в «Зеленом городе». Эта школа организована патроном Ширяевской биеннале -- Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и нижегородской бизнес-школой Green City, на территории которой (в «Зеленом городе» -- санаторной зоне за границами самого Нижнего) и проходят занятия. В этом году «Зеленое искусство» растится во второй раз.

Принцип работы школы прост. Несколько раз на протяжении полугода в Нижний приезжают известные мастера российской артсцены. Дают мастер-классы. Потом живут в одном лагере со студентами летней школы в «Зеленом городе». Готовят с ними выставку. Открывают ее через неделю. Обсуждают, что получилось, а что нет.

Приехавшие в этот раз из Ширяева художники и искусствоведы выступили с дополнительной программой -- своими лекциями и мастер-классами.

Особенность этого доброго начинания в том, что «зеленые студенты», как правило, не имеют никакого специального художественного образования. Кто-то учится на социолога, кто-то на филолога. Встречаются и переводчики, и PR-менеджеры. Второй год большая компания приезжает и из Московской школы фотографии имени Александра Родченко. Попробовать себя в искусстве -- личный выбор разных молодых людей. За этот выбор они отвечают собственным коштом. Обучение в школе платное, деньги невеликие, но для студента и сотня долларов сумма.

Не факт, что все свяжут с искусством свою профессиональную деятельность. Задача обучения в школе скорее в том, чтобы человек чувствовал себя художником в любой профессии. Без исключения.

Приятно, что обе волжские августовские темы -- Ширяевская биеннале (см. «Время новостей» от 25 августа) и «Зеленое искусство» -- утверждают приоритет не ремесла, а творческого отношения к жизни, выстраивания артистического алгоритма в ней самой. Так что прикатившие из Ширяева немецкие хиппари во главе с флюксовцем Хансом Михаэлем Руппрехтером, исповедующие ненормативную с точки зрения академической лексики свободу творчества, были в «Зеленом городе» очень кстати.

Руководителем школы в прошлом году приглашался известный фотограф Владимир Куприянов, в этом -- лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация» Владислав Ефимов. Со своими помощниками -- художником Сергеем Денисовым (Санкт-Петербург), музыкантом Георгием Стефановым (Москва) и студентами школы -- Ефимов придумал биться над разгадкой ни много ни мало аристотелевских идей о том, что вещи различаются тем, чем они похожи. Студенты несли свои проекты. Ефимов их оценивал (чаще всего сурово, но справедливо). В результате в павильоне бизнес-школы открылась выставка «Одно и то же...».

Главное, что требовалось от студентов для создания интересных проектов к выставке, -- довериться себе, отринуть все то, чем накачивают нас идеология и поведенческие, мыслительные стереотипы, и научиться чутко наблюдать мир. Смотреть на разные явления, сличать их, находить отличия в кажущемся единообразии, приближаться к сущности вещей... В принципе студенты с задачей справились. Экспозиция вышла лаконичная, немногословная, сдержанная. Особенно понравились работы девушек.

Мария Белова из Нижнего Новгорода в центре зала поставила три черных ящика, напоминающих те, что использовались раньше в фотоателье для перезарядки фотопленки из аппарата в проявительные бочки. Помните, чтобы не попадал свет, там были глубокие муфты? Эти ящики с муфтами стали образом частного, неотчуждаемого счастья. Вроде бы все они одинаковы. Однако рядом с каждым своя пара наушников. Их надо надеть и запустить в муфты руки. Осязание и слух воспримут в каждом случае совершенно разное. В первом случае в ушах зазвенит детский смех, а руки будут ощупывать песок с засыпанными им игрушками. Во втором -- в ушах шум прибоя, а на ощупь тоже песочек, только мокрый и в нем отшлифованные волной камушки и раковинки. В третьем -- пение птиц и стрекот кузнечиков сопровождается касанием мокрой травы. Итак: Песочница, Море, Луг, -- чем не формула простого счастья для тех, кто навсегда родом из детства?

Другая жительница Нижнего Новгорода -- Анна Толкачева с помощью господина Ефимова освоила остроумный мультимедийный жанр. На мониторе плавающие цветные круги по прихоти электронного компьютерного разума соединяются пунктирными линиями. Кругами обозначены воображаемые направления и группировки искусства. Как только круги соединяются линиями, выдается комментарий-распечатка о развитии ситуации в искусстве на данный момент. Фразы микшируются из заданных изначально словесных матриц, пародирующих искусствоведческие наукообразные тексты. «Одно и то же...» здесь выступает в веселой абсурдистской модальности.

Студентка Московской школы фотографии Дарья Кириллова налила в банку два литра молока и наглядно продемонстрировала, как «то же самое» стало «другим» за неделю, как молоко превратилось в простоквашу. Бесхитростно, конечно, но на заявленную тему работает честно.

Работы других студентов сопровождаются пространными цитатами из Беньямина, философов-структуралистов. Во многом это попытка спрятаться за умные строчки как за интеллектуальный частокол, спасающий от необходимости мыслить самостоятельно и предлагать оригинальные авторские решения. Ироничный Владислав Ефимов предложил сделать памятник типичной «умной» говорильне об искусстве. Показал забавно рассуждающих об искусстве студентов как отдельный видеоарт со специально сочиненной по этому поводу Георгием Стефановым отличной электронной музыкой. Речовочки под электронику вывели наконец-то типичную пропедевтическую говорильню в жанр чистого искусства.

Конечно, уровень подготовки многих работ для выставки далек от совершенства. Однако отказываться от хорошего дела летней школы ни в коем случае не стоит. Ведь творчески мыслить не учат в России даже в профессиональных художественных вузах.

Сергей Хачатуров
http://www.vremya.ru/2009/154/10/235867.html



«назад
© 2000-2024 нижегородский филиал государственного центра современного искуства