В НИЖНЕМ ПОСТРОИЛИ ВАВИЛОНСКУЮ
28.12.04 "Известия"
Анна СВЕРГУН
В самом центре Нижнего Новгорода к новогодним праздникам столичный художник Николай Полисский и десяток жителей деревни Николо-Ленивец построили ледяную горку длиной 280 метров.
Мало кто из жителей Нижнего Новгорода догадывается о том, что ледяная горка и семиметровая снежная башня, выросшая за последние две недели на высоком берегу Волги не что иное, как художественный проект. Для большинства нижегородцев слалом длиной 280 метров, спускающийся по склону Георгиевского съезда, кажется подарком городских властей к Новому году. Люди приходят на центральную площадь Минина к стенам Нижегородского кремля, чтобы посмотреть на аттракцион, сфотографироваться на память и прокатиться на санках с невиданной по размерам горки.
На самом деле, если приглядеться, архитектура снежной постройки чем-то напоминает Вавилонскую башню, а чем-то стоящий позади нее Нижегородский кремль. Многометровая горка имеет вид скрупулезно просчитанной инженерной конструкции (при идеальных условиях на ней можно развить скорость до 45 километров в час). Одним словом, каждая деталь проекта "Нижегородская горка" не случайна и была задолго до ее постройки продумана художником Николаем Полисским, который известен своими масштабными проектами в деревне Николо-Ленивец. Там, в Калужской области, художник, заручившись поддержкой и пониманием у деревенских жителей, который год строит грандиозные по размаху стога сена, поленницы и радиобашни, вписывая архитектурные конструкции в среднерусский ландшафт. При этом Николай Полисский называет себя не автором, а соавтором, упирая на то, что жители Николо-Ленивца играют в его работах немаловажную роль.
Вот и на этот раз на пресс-конференции по поводу открытия проекта "Нижегородская горка" помимо Николая Полисского собрались с десяток крестьян, специально приехавших в Нижний Новгород для постройки художественного объекта. Все они называли Полисского "дядей Колей" и говорили о том, что хоть и сложно было выстроить из 7000 кубометров снега эту башню, результатом они довольны. Стоит сказать, что этот народный проект было бы невозможно осуществить без продюсерского участия местного Государственного центра современного искусства, который, заручившись поддержкой полпреда президента России в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко и мэрии города, обеспечил горку необходимым количеством снега. Очевидцы снежного строительства говорили, что господин Кириенко не раз лично приезжал и следил за ходом работ на площади Минина. Заинтересованность государственных и городских властей не прошла даром. В день открытия "Нижегородской горки" на площади собралось несколько тысяч человек, которые до позднего вечера радостно обкатывали художественный спуск. А на следующий день уже с утра на горку стояла очередь. Так что современное искусство в очередной раз доказало, что оно может быть не только красивым, но и здоровым, экологичным и полезным.
Следующие масштабные проекты в Нижнем Новгороде ожидаются к 2006 году, когда город станет культурной столицей Поволжья, а на территории кремля заработает одна из лучших выставочных площадок России - нижегородский Арсенал. Это внушительное сооружение, построенное на территории кремля в 1843 году, два года назад было передано местному ГЦСИ. Сейчас в Арсенале ведется реконструкция, но для того чтобы заработала экспозиция на 4000 квадратных метрах, необходима поддержка властей, в первую очередь финансовая. Катаясь на ледяной горке Николая Полисского, нижегородцы уже проголосовали за то, чтобы современное искусство стало частью их жизни.
Оригинал статьи
ИСКУССТВО ПРОКАТИЛИ
Александр Змеул
27.12.2004 "КоммерсантЪ"
В Нижнем Новгороде открылась самая большая снежная горка в России. Горка, а точнее 15-метровая башня с 200-метровым языком-горкой была построена по чертежам московского художника Николая Полисского силами крестьян из деревни Никола-Ленивец. Из Нижнего Новгорода - АЛЕКСАНДР Ъ-ЗМЕУЛ.
Деревенская творческая группа из калужского Николы-Ленивца во главе со столичным затейником Николаем Полисским за последние годы успела стать знаменитой. Монументальные сооружения (башни, зиккураты, пирамиды), сметанные из сена или сплетенные, как корзины, из лозы, появляются практически на всех крупных столичных выставках и фестивалях и немедленно становятся хитами, главными аттракционами. Так было на прошлогоднем "Арт-Манеже", так было на летней "Арт-Клязьме", так произошло и в зимнем Нижнем.
За основу "нижегородской башни" была взята Вавилонская башня с одноименной картины Питера Брейгеля Старшего. Как иронично заметил куратор проекта Александр Панов, "мы решили немного поправить Брейгеля". Поправили - построили башню из снега, да еще и не со спиралями, а с пандусами. Столпотворение на башне случилось действительно вавилонское, толпы людей перемещались по пандусам, пытаясь забраться на самую вершину, - правда, скатываться с 15-метровой высоты решаются единицы.
Поначалу проект курировал нижегородский филиал Государственного центра современного искусства, но в процессе подготовки он получил другой статус. Полпред президента Сергей Кириенко, увидев фотографии одного из проектов Полисского, "загорелся", после чего строительство горки стало делом государственным. Специалисты из местной архитектурно-строительной академии рассчитали размер горы, длину спуска и даже максимальную скорость движения по горе. Проводились совещания местных чиновников, на которых каждый район рапортовал, сколько может дать снега для "самой большой горки России". Рассказывают, что, для того чтобы доставить снег для башни-горы, самосвалы сделали 1000 ходок. И это происходило в городе, где дороги убирают раз в неделю.
Государственный порыв Сергея Кириенко дополнен и столичными амбициями Нижнего Новгорода. В городе даже существует орган с удивительным названием - Коллегия по развитию Нижнего Новгорода как столицы Приволжского федерального округа. А в 2006 году город станет дважды столицей: Нижний Новгород объявлен "культурной столицей Поволжья 2006". В принципе удивительное на первый взгляд рвение уполномоченного лица в поддержании легкомысленной, в сущности, забавы, имеет исторические прецеденты - достаточно вспомнить российских императриц: Елизавету Петровну с ее ледяным домом и Екатерину Великую, в царствие которой катальные горки заказывались лучшим архитекторам.
Правда, башня-гора, став делом государственным, мигом превратилась из ироничного продукта современного искусства в солидную и обезличенную "Царь-гору" (так ее называет местная пресса). Поэтому на открытии горы художника Полисского упомянули лишь вскользь, о крестьянах забыли вовсе. Единственное, что напоминает о том, что гора - это еще и произведение искусства, это ее малофункциональность. То ли ошиблись в расчетах, то ли горку еще не раскатали, но из залитых 200 метров пока можно проехать только десять.
Оригинал статьи
СНЕЖНО-НЕЖНЫЙ ХЕППЕНИНГ
Сергей Хачатуров
28.12.2004 "Время новостей"
У артобъекта, созданного в жанре public art (или land art, или open air -- все заковыристые английские термины обозначают искусство на природе), четкий критерий качества. Это искусство чем лучше, тем оно общительнее. Очкарик-профессор, хиппи волосатый, бабушка с внуками всяк по-своему находят с ним общий язык. Профессор воспринимает интеллектуальным приключением, хиппи -- территорией свободы от социальных, политических догм, бабушка и внучата простодушно радуются новому веселому аттракциону.
У нас появился редкий шанс поговорить с ленд-артом Полисского по душам. Достаточно взять билет до Нижнего Новгорода и доехать до центральной площади Минина и Пожарского у стен старинного кремля. Под личным патронатом полномочного представителя президента России по Поволжскому федеральному округу Сергея Кириенко коммуна Полисского из его деревни Никола Ленивец выстроила на площади гигантскую снежную башню-зиккурат. На возведение башни ушло десять тысяч кубометров снега. В течение полумесяца вся городская администрация, все коммунальные службы работали в авральном режиме. Снега в центре города маловато будет. Его буквально соскребали из всех районов огромного города и даже с пригородных полей. Тысяча ходок самосвалов позволила завалить снегом спуск к Волге. На упреки местных жителей продюсеры и кураторы башни, сотрудники нижегородского ГЦСИ во главе с директором Анной Гор, журналист Александр Панов отвечали: "Тонны снега у кремля не потому, что город грязный, а потому, что он культурный и в этом качестве готовится стать столицей Поволжья". Нижний Новгород почетный титул "культурная столица Поволжья" примет в 2006 году, и башня сделана в преддверии знаменательного события.
Созидание башни оказалось тем самым идеальным хеппенингом, в котором нет разделения на зрителей и художников -- творцами образа назначены все. За идею отвечает Николай Полисский, за воплощение -- десять специально приехавших крестьян из его деревенской артели, ГЦСИ и Панов, за материал -- коммунальные службы Нижнего Новгорода, за порядок -- городская администрация, Кириенко и милиция, за диалог с городом -- катающиеся с башни на санках юные нижегородцы, наконец, за художественную интерпретацию -- критики. При всей демократичности снежный зиккурат очень чутко вписался в самый рафинированный смысловой контекст. Силуэт, форма, цвет, фактура -- оммаж великим шедеврам великой истории искусства, от Вавилонской башни на полотнах Брейгеля и иконописных "горок" до бионики архитектурной деконструкции. А выдвинувшийся из башни пандус для катания на санках приятно напоминает катальную горку эпохи Просвещения, выстроенную для императрицы Екатерины Второй архитектором Ринальди в Ораниенбауме.
Оригинал статьи
КУЛЬТУРНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ
Марина Игнатушко
20.12.2004 "Биржа пюс свой дом"
Не всякой ледяной горке дана долгая жизнь. А в Нижнем Новгороде гигантское снежное строение на площади Минина возводилось под бдительным присмотром объективов. Эта горка-башня войдет в каталог современного искусства.
Известный российский художник Николай Полисский строит башни. По итогам прошлого года он был назван экспертами самым креативным художником страны. Николай - из московско-питерских "Митьков" (помните, елы-палы, эту группу художников в тельняшках?), несколько лет назад перебрался на жительство в тверскую деревню Николо-Ленивицы, где увлек творческими деяниями почти все местное население. Сначала в чистом поле появилась армия снеговиков. Потом вырос огромный зиккурат из сена. Следующей зимой над речкой протянулся почти что римский, но снежный акведук. Потом были башни из кабачков и тыкв, пирамида из поленьев, плетеные башни… Деревенские втянулись в реализацию художественных проектов, тем более других заработков в деревне не предвидится. В Николо-Ленивицы зачастили журналисты и культурологи - изучать уникальный социально-художественный опыт Полисского. Фотографии этих работ растиражированы в журналах и на открытках, содержатся в каталогах самых знаменитых центров современного искусства - будь то музей МАК в Вене или Московский дом фотографии. Строить башни Николая приглашают уже в другие страны.
На основе народных технологий художник создает актуальное искусство - экологически чистое, наделенное доступными для трактования смыслами.
В Нижнем Новгороде Николай Полисский не впервые. В 2001 году ГЦСИ показал выставку Полисского и Батынкова "Башни" и фильм, посвященный художнику (в цикле передач "Арсенал современного искусства").
Строительство огромной горки с аркадами у подножия памятника Чкалову - инициатива фонда "Культурная столица Поволжья". В 2006 году наш город примерит на себя почетный статус культурной столицы Поволжья. А подготовка началась уже сейчас.
Собственно снежное сооружение Полисского состоит из двух частей: башни и горки. Башню возвели николо-ленивицкие умельцы. Желоб горки идет по Георгиевскому спуску, и потому строителям ледяного спуска пришлось обратиться за помощью в строительный университет. Специалисты ННГАСУ рассчитали конструкцию горки так, чтобы спуск оказался максимально безопасным. Последнюю лепту в строительство внес Дед Мороз.
Оригинал статьи
ЦАРЬ-ГОРА И 200 СНЕГОВИКОВ
Вавилонская башня тает под стенами Кремля
Михаил Сидлин
12.01.2004 "Независимая газета"
На Руси святой возвели Вавилонскую башню. Прямо у стен Кремля, точнее, между его Георгиевской башней и летчиком Чкаловым, на Верхневолжской набережной, в Нижнем. По высоте башня уже превзошла стену детинца и чуть-чуть не достает до бронзовой макушки Чкалова.
К Царь-пушке и Царь-колоколу можно теперь добавить и Царь-гору. И хоть появилась она не в Московском Кремле, а в Нижегородском, но все же стала самой большой снежной горкой России. Замысел художника Николая Полисского был реализован дюжиной калужских крестьян, двумя дюжинами научных сотрудников, а также всеми силами нижегородских "коммунальщиков" (самосвалы, краны, водометы и рабочие при них). Их недюжинные усилия направляли сотрудники нижегородского госцентра современного искусства и фонда "Культурная столица Поволжья".
Прообраз Нижегородской горки - конструкция Брейгеля, взятая из его картины "Вавилонская башня". Но по пути от эскиза к постройке горка погрузнела и расплылась. Так что теперь она гораздо больше напоминает минарет, чем зиккурат (впрочем, и во времена оны образцом для Брейгеля служил скорее спиралевидный минарет в Самарре, чем древние вавилонские пирамиды). Так что историческая справедливость отчасти восстановлена - и снежный минарет, как морок, навис на время над кремлевской стеной, чтобы исчезнуть при первых лучах весеннего солнца. Или гораздо раньше.
Башню построили за неделю, а исчезнет она так же быстро, как и появилась. Суть в стройматериале - это снег: его навалили 200 кубов. Перед Новым годом самосвалы сделали 1000 ходок - сначали брали снег по городу, но снега в Нижнем не хватило, и тогда стали свозить его из окрестностей. После Нового года башня уже протаяла, и сколько она простоит дальше - неизвестно. Потому что в городе держится рекордно высокая температура (впервые за 100 лет + 5/ +7 в январе). Так что башня почернела, и детей на нее больше не пускают.
Лед - материал, который издавна используют в искусстве. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый Ледяной дом императрицы Анны Иоанновны - с его скульптурами и мебелью изо льда. Сегодня в России ледяные скульптуры ставят в десятках городов - от Москвы до Сургута. Существует даже Ассоциация скульпторов изо льда. Но вот снег - другое дело. И хотя приоритет в его художественном освоении принадлежит, конечно, эскимосам, но в России на право первородства вполне может претендовать Николай Полисский.
В 2000 году больше 100 снеголюдей вышли на поле в Национальном парке Угра. Это была первая работа Николая Полисского (и его товарища Константина Батынкова) со снегом. И с крестьянами: потому что снеговики были поставлены за деревней Николо-Ленивец, а сооружали их местные жители. Со временем художник Полисский стал считать сельчан соавторами своих произведений, и теперь во всех каталогах их фамилии пишутся наравне, по алфавиту. Другой зимой крестьяне построили римский акведук из снега. А теперь снежные фантомы Полисского готовятся покорить Москву.
200 снеговиков встанут в центре Арбата. Мужики готовы поставить хоть 1000, да не хватит места: пока что им выделили 4 квартала - от Серебряного до Плотникова переулка (но на всякий случай заготовлено 500 настоящих деревенских ведер, как головные уборы для будущих монстров). Так что сегодня дюжина калужских крестьян уже выезжает из Николо-Ленивца (200 с хвостиком километров от Москвы), чтобы через 4 часа оказаться в Москве. И набить Арбат снеговиками.
Главное свойство снежного искусства - в том, что оно текуче. Как сама русская природа. И непредсказуемо (как, впрочем, и все русское современное искусство). Само существование и форму снежных инсталляций невозможно в точности предвидеть. "Тут все дело в стихии", - как говорит Александр Панов, куратор проектов Николая Полисского. Пушка, которая будет производить московский снег, должна работать только при температуре ниже -4. Но куратор надеется на стихию. Снег не подведет.
Нижний Новгород - Москва
Оригинал статьи
|
|