|
|
|
|
01.03.2005 г.
Человеческий проект
Центральный дом художника, с 29 января
Этот проект придумали и осуществили люди, которые географически живут и работают в провинции, но фактически находятся в авангарде актуального искусства, - сотрудники филиалов Государственного центра современного искусства (санкт-петербургского, нижегородского, екатеринбургского и калининградского). Выставку они сделали отличную, а говорить о ней как-то страшновато. Но ничего не поделаешь - люди должны, наконец, узнать правду. Пришли тяжелые времена - в искусстве наступила эпоха "новой серьезности". Не пройдут уж теперь привычные для современного искусства игры в "псевдосоциолога, псевдопсихоаналитика, псевдореволюционера, псевдоидиота". Нам говорят, что всему виной демократия, которая требует от художника критики, а не признаний в любви или ненависти. Лозунг новой эпохи - никаких шуток. Только общечеловеческие ценности. Обещанный "новый гуманизм" выглядит так - видеокамера снимает происходящее в обычном дворе. Субтитры сообщают: "Бабушка Нина Семеновна…. идет за молоком для кошки Мурки, единственного утешения в ее жизни….Подросток Клестов Сергей… ждет друга, Олега Балкина.." и т.д. Наверное, это и в самом деле гуманизм - обращать так много внимания на обычные поступки ничем не примечательных людей. Привычно шокируют только москвичи из группы Escape (видеоинсталляция "Головокружение"). Суешь голову в специальную дырку и понимаешь, что бедная головушка оказалась на блюде перед компанией художников с ножами и вилками в руках. Хорошенький гуманизм! Хотя кураторы говорят, что это головокружение возникает исключительно как побочный результат поиска и обретения новых форм надежды. Придется поверить им на слово, народ они очень подкованный и твердый.
Андрей Ковалев. "TimeOut Москва", 24-30 января 2005 , №3(011)
Человеческое, просто человеческое
Специальная программа 1 Московской биеннале современного искусства: выставка "Человеческий проект"
Признаться честно, автор этих строк ожидал от "Человеческого проекта" (Центральный Дом художника) довольно скупого, методичного рассмотрения неких антропологических конфигураций, хладнокровного их анализа средствами актуального искусства. Такова мода – по-идее, этого следовало ожидать. Все оказалось иначе. Человек и понятие человеческого – действительно центральная тема представленных работ, но основной упор, как выяснилось, был сделан совсем на другое. Тут много больше тонкой лирики, по-настоящему глубоких переживаний: боли, тоски, восторга, страха, надежды, щемящего чувства одиночества. Весь проект – скорее серия впечатляющих зарисовок, предлагающих зрителю самому пережить и осознать увиденное, а не настойчивая попытка любой ценой заставить его обратить внимание на окружающее и окружающих.
При входе на выставку сразу бросается в глаза потрясающее по силе воздействия видео Владимира Быстрова – пожилая женщина оставляет сыну своеобразное послание. Камера крупно снимает ее лицо, а женщина комментирует: "Глаза у меня папины, скорее даже дедушкины, моего дедушки... Овал лица, ну, может, подбородок – мамины... Я улыбаюсь – морщинки как у мамы... Кто-то мне сказал: "У тебя красивые уши. У тебя должны быть хорошие детки, с хорошей головкой"". "Когда я умру, – говорит она в самом конце фильма, – ты будешь смотреть, похож ты на меня, или нет".
Рядом – инсталляция "Полет" Татьяны Головизиной. Все желающие могут лечь на кровать, одеть наушники. Перед глазами, на потолке, окажется фильм, где на фоне кристальной синевы неба пролетают, раздвигая руками воздух, люди. В наушниках – сопровождающий звук и инструкции, поясняющие что нужно делать, чтобы взлететь. Впрочем, летать (особенно таким образом) конечно, очень комфортно, но группа "PROVMYZA" в своем экстремальном видео "Скольжение" предлагает нечто совсем иное. Группа молодых людей карабкается по практически отвесному склону; добравшись до самого верха, они ложатся и по очереди скатываются вниз. Никаких страховок, батутов, попыток избежать травм. Наверное, главная находка – за минуту до начала скольжения крупным планом дается лицо каждого из участников: в них прочитываются все их эмоции. Не будем забывать и о том что, любой подобный спуск представляет собой своего рода инициацию, поэтому "Скольжение" можно рассматривать с точки зрения сакрального.
В рамках "Человеческого проекта" представлено и "Головокружение" известной группы "ESCAPE", последовательно разрабатывающей тему коммуникации, в частности, -взаимоотношения между зрителем и художником. Инсталляция представляет собой большой, обитый железом куб; в отверстие потолка может просунуть голову только один посетитель. При этом он попадает в общество четверых участников группы, которые ведут непрерывную беседу, но почти не слушают друг друга.
Весьма интересный эксперимент предлагает группа "Куда бегут собаки" – художники предлагают примерить всем желающим "антивиртуальные шлемы" – специальные конструкции с множеством зеркал. Вместо погружения в виртуальную реальность, они, буквально, дают возможность посмотреть на мир и самого себя под другим углом.
Объекты Виталия Пушницкого лишь на первый взгляд не производят впечатления. Казалось бы, весьма посредственная живопись (в большинстве случаев изображены дети), но... потом замечаешь: холсты находятся в металлических клетках, а подсвечены лампами, свет которых иначе как мертвенным не назовешь. Безусловно, стоит обратить внимание и на "Человеческий размер" Надежды Зубаревой, и на "Всевидящее око" группы "ЗЕР ГУТ". Работы обладают терапевтическим эффектом – грязь с души счищается пластами. Максим Шульц, Arttoday.ru, 01.02.2005
На диалектику надежда Первые впечатления от Первой биеннале Москвы "… Ответом главной площадке форума оказалась великолепно и чисто сделанная выставка "Человеческий проект". Ее кураторы -- региональные руководители филиалов нашего Центра современного искусства. Среди них -- приглашенная стать куратором российского павильона Венецианской биеннале-2005 Любовь Сапрыкина. Уже сейчас известно, что по ее воле на биеннале в Венецию поедут московская группа Escape и нижегородская Provmyza. Видеоарт от обеих команд прибыл на "Человеческий проект". В обоих случаях не разочаровал. Кстати, группа Escape в своем видео обыграла саму идею диалога и диалектики. Нагибаясь, зритель входит в темный бокс. В низком потолке дырка. Суешь туда голову и... холодеешь от ужаса. Голова оказывается лежащей на блюде посреди стола. Вокруг четверо художников-эскейповцев ведут неспешный диспут об искусстве, и между делом в их руках появляются ножи и вилки. Так что там с искусством, оно ли пища для зрителя или вдруг зритель -- для него? Четыре эскейповца за столом -- это видеофильм, но голова твоя на блюде -- настоящая. Выбор позиции (в данном случае наблюдателя, зрителя) -- дело личное, но небезопасное.." Сергей ХАЧАТУРОВ "Время новостей", 31 января 2005
Кладбищенская земляника "...в ЦДХ экспонирован еще один выставочный блок из программы биеннале - так называемый "Человеческий проект", плод соединенных усилий филиалов ГЦСИ (Государственного центра современного искусства) в Питере, Нижнем Новгороде, Калининграде, Екатеринбурге. Авторы и кураторы декларируют свои гуманистические намерения, будто бы заставляющие их избегать ерничества и по-новому взглянуть на этическую ответственность художника перед зрителем. Честно говоря, рекламный пафос мало сказался на репертуаре - выставка как выставка, с отдельными удачами и обильными комментариями-разглагольствованиями в каталоге. Когда, положим, живописец Виталий Пушницкий помещает свои творения в металлические клетки и прикладывает к ним люминeсцентные лампы, нельзя же всерьез решить, что речь идет о "свете истины". Обычное дело, концепция не столько опережает реальность, сколько существует от нее отдельно, как самостоятельный вербальный феномен.." Велимир Мойст "Газета. Ру" 01 ФЕВРАЛЯ 2005 11:22
АРТикуляция №31 "..Фактически за углом, в Центральном доме художника, во всем блеске своего великолепия функционирует еще один запоминающийся проект, подготовленный сводным отрядом кураторов из 3-х филиалов ГЦСИ. За незамысловатым названием "Human project" скрывается концептуально полноценная очень интересная выставка. Просмотр видео не отнимает годы жизни (как это частенько бывает) - всё четко, ясно, вразумительно, ярко и сочно. От ролика "Всевидящее око" группы "Зер гут" из Нижнего Тагила я получил настоящее катарсическое наслаждение - филигранная работа! .." Дмитрий Барабанов, 31 января 2005 года, "Новости искусства artinfo"
«назад
|
|
|
|