English version О нас Архив новостей Карта сайта На главную страницу

10 июня состоится открытие Российского павильона на Биеннале современного искусства в Венеции

07.06.2005 г.



ПАВИЛЬОН РОССИИ НА 51 ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ
Венецианская Биеннале - старейший и самый авторитетный форум мирового современного искусства. Первая Биеннале современного искусства открылась в Венеции в 1895 году. С тех пор на территории Садов Джардини, выходящих на набережную Святого Марка и Большой канал, вырос целый город художественных павильонов, принадлежащих таким странам как США, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Германия, Россия, Польша, Австрия, Дания, Венгрия, Япония, Швейцария и др. Национальные павильоны соревнуются между собой за приз "Золотого льва". Венецианская биеннале открывается в начале июня и работает до конца октября. Биеннале проводится один раз в два года и является частью цикла культурных мероприятий, регулярно проводимых в Венеции: таких, как прославленный Кинофестиваль, Фестиваль современного театра, Международная Биеннале архитектуры. В это время Венеция превращается в мировую столицу современного искусства, где собирается вся модная художественная тусовка. Венецианский форум по традиции открывается президентом Итальянской Республики в присутствии авторитетных представителей международных политических и деловых кругов.

Павильон России
Россия участвует в Биеннале с 1898 года. Российский павильон, построенные в 1914 году - по проекту архитектора Алексея Щусева, расположен на центральной аллее парка Сады Джардини. С балюстрады его морского фасада открывается впечатляющая панорама венецианской лагуны. Национальный павильон на Венецианской биеннале - традиционно одна из престижных площадок, представляющих государство и его современную культуру. Проекты российских художников неоднократно отмечались призами Биеннале. В 1990 специальную награду Menzione d'onore ("Почетное упоминание") получили художники Айдан Салахова, Александр Якут, Евгений Митта, Сергей Волков, Гурам Абрамишвили и Андрей Яхнин. В 1993 году выдающийся художник ХХ века Илья Кабаков получил главный приз Биеннале - "Золотого льва" - за проект "The Red Pavillion", превративший российский павильон в руину стройплощадки и метафору краха СССР. Специальным призом VII-ой Международной Венецианской архитектурной биеннале в 2000 году был отмечен фотопроект "Меланхолия", созданный известным "бумажным архитектором" Ильёй Уткиным. Участие России в Венецианской биеннале курируется Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской федерации и Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Организатором проекта с 2001 года является ГМВЦ РОСИЗО.

В павильоне России на 51 Венецианской Биеннале будут представлены два симметричных проекта, созданные двумя "сборными командами" художников: "Волшебный ветер" нижегородского дуэта Provmyza (Галина Мызников и Сергей Проворов) и "Слишком долго, чтобы убежать" Программы Escape (Лиза Морозова, Антон Литвин, Богдан Мамонов, Валерий Айзенберг). В фокусе внимания авторов интерактивных инсталляций - диалектика коммуникации и дискоммуникации, метафизика взаимоотношений художника и аудитории, эксперименты, направленные на нарушение границ искусства. И те и другие художники остановили свой выбор на жанре "механического аттракциона", в коммуникативном пространстве которого роль зрителя вырастает до единственного фактора, обеспечивающего "завершение" произведения. Размышления о том, что произведение - лишь точка отсчёта, после которой необходимо договариваться, предполагая и имея в виду Другого, продолжают быть актуальными для российской ситуации, где современное искусство всё ещё остается белым пятном на карте культуры.

Коммуникация и дискоммуникация - главная тема творчества московских художников Программы ESCAPE. Размывая границы между сферами личного и общественного, они предлагают публике различные формы "соучастия": заглянуть в приватный мир своего быта, приобрести принадлежащие художникам личные вещи или пиратские копии произведений известных российских авторов, принять участие в обряде "обретения Родины". Художники организуют альтернативное туристическое агентство, где сами выступают в роли гидов-инструкторов. Опыт общения с публикой невольно порождает скепсис и развеивает иллюзии. О невозможности или нежелании слышать и понимать друг друга Программа ESCAPE размышляет и в видео фильме "Quartette", где игру изображённых на экране музыкантов, исполняющих произведение Бетховена, сопровождает саунд трек квартета Шостаковича. В видео инсталляции "Головокружение" для встречи художника и зрителя tete-a-tete выстроен специальный объект - ржавый металлический бункер, но картина отчуждения всех от всех, которая открывается там зрителю, предварительно постоявшему в очереди, вызывает пессимистические вопросы. Не символизирует ли это обшитое металлом сооружение замкнутый и самодостаточный мир современного искусства?

В интерактивной видео инсталляции "Слишком долго, чтобы убежать" (Too Long to Escape) зрителям предлагается интерактивная игра с художниками, которые движутся навстречу публике со скоростью, пропорциональной количеству входящих в зал зрителей. Попытка описать проблему с помощью простой арифметики - чем больше зрителей, тем скорее встречное движение - вскрывает относительность и формальность массовых стратегий. Помимо иронии по поводу желания завоевать симпатии аудитории, художники ставят вопрос и о том, не являются ли интерактивные практики лишь симуляцией диалога, скрывающей пассивное одиночество зрителя. А обращение к очевидным реминисценциям образов русского авангарда (композиция кадра вдохновлена "Красной конницей" К. Малевича) разворачивает тему в исторической перспективе, напоминая об экспериментах левых в области массового производства и потребления искусства.

Для художников из Нижнего Новгорода Галины Мызниковой и Сергея Проворова, работающих в актуальной зоне публичного пространства, проблема взаимоотношения со зрителем лишена драматизма. Художники относятся к зрителю как к простому потребителю информационно-визуального продукта. Место их многолетнего проекта следует искать на границе public art`а, рекламы, дизайна и экспериментального кино и, поскольку им не свойственно отделять себя от общества, они стараются находиться внутри него, органично сочетая позицию потребителя-персонажа и трезвого холодного аналитика, критически оценивающего ситуацию со стороны. Например, в проектах интерактивных иконостасов и кладбищ зрителю предстоит своими руками (с помощью мышки или touch pad) открыть путь в трансцендентное или стать участником коллективного перформанса, будучи просто наблюдателем рекламной акции. Сознательное балансирование в пространстве неустойчивости и пограничности, где привычные коды искусства начинают давать сбой, приводит к тому, что художники не противостоят массовой культуре, а взаимодействуют с ней. Поэтому их постоянно увлекает перспектива производства новых вещей, образов, ритуалов предназначенных для дальнейшего массового копирования. Что впрочем, не мешает критическому восприятию реальности и постоянной ретрансляции сигналов опасности, исходящих от самых казалось бы безобидных вещей.
Аэро-звуковая инсталляция "Волшебный ветер" (Idiot wind) представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение. Зайдя в павильон, зритель оказывается в аэродинамической трубе, наполненной порывами и воем ветра. Если в первом отсеке павильона зритель может свободно прикасаться к ветру, ловить его руками, то затем он постепенно оказывается в зависимости от возрастающей энергии воздушных потоков. Сила физического воздействия рождает сложные метафизические переживания, а визуальный минимализм работы открывает множество мифопоэтических коннотаций ветра - воздуха - стихий. Однако, самое главное в инсталляции - обозначение границы между игрой и реальной опасностью. Апеллируя к сенсорному и психосоматическому опыту восприятия, художники сознательно организуют ситуацию таким образом, что зритель подвергается не просто "шалостям" ветра, испортившего причёску или задравшего подол платья, но и опасности переохладиться. Поэтому пребывание внутри "Волшебного ветра" строго ограничено 2 минутами.

Евгений Зяблов - комиссар Российского павильона в Венеции, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО.
Любовь Сапрыкина - куратор Российского павильона на 51-й Венецианской биеннале, арт-директор Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород.
Ольга Лопухова - сокуратор Российского павильона на 51-й Венецианской биеннале, исполнительный продюсер фестиваля "АРТКлязьма" и культурного центра "АРТСтрелка", Москва.Юлия Абрамова - координатор и менеджер проекта, научный сотрудник Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород.
Константин Ларин - архитектор проекта, основатель и директор архитектурного бюро "Прогресс-88".


Открытие павильона России на Венецианской биеннале - 10 июня 2005 г. 16.00


В церемонии открытия принимает участие группа "Синие носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров). Перформанс "Салют"


Экспозиция открыта для публики с 12 июня по 6 ноября 2005 года.

Сайт Российского павильона




«назад
© 2000-2018 нижегородский филиал государственного центра современного искуства