English version О нас Архив новостей Карта сайта На главную страницу

21 июня 2007г. в 17-00 в НГХМ состоится лекция доктора Ульрике Лоренц (Германия) "О красоте" – размышления о жизни и творчестве Отто Дикса"

12.06.2007 г.



Доклад назван по имени знаменитой шокирующей картины Отто Дикса 1922г. При этом "красивое" для художника – не столько традиционная категория эстетики, сколько сущностное, правдивое в жизни и искусстве. В этом названии - суть творчества художника. Красивым является ужасное, то, что вызывает в обычном буржуа отвращение, стыд, отторжение и неприязнь: инвалиды войны, опустившиеся проститутки, потерянные лица, власть большого города, искусственные лица-маски танцовщиц и посетителей борделей. Отто Дикс изображал то, что знал и видел.

Его путь – от экспрессионизма через дадаизм и активное ницшеанство к "новой вещественности" – путь сомнений и провокаций. "Несчастный пролетарий", "маляр от искусства" - как его называли многие критики и искусствоведы 10-х - стал к началу 30-х гг. ХХ века признанным классиком искусства. Однако он не иммигрировал во времена фашизма и снова потерял все, оказавшись в рядах "авторов дегенеративного искусства" - метафора Геббельса, министра пропаганды Третьего Рейха. Разделенная Германия – новая проблема Дикса после войны.

В докладе подробно рассмотрены этапы становления художника и особый акцент сделан на войне: "Война была отвратительной штукой. В ней есть что-то брутальное – я не мог пройти мимо этого!" В первой мировой войне Дикс участвовал и был ранен. Его спасала только возможность делать наброски и небольшие рисунки. В 1945 г. он снова был призван на фронт, когда война была почти проиграна, и попал в плен к французам. История Германии переосмыслена в литографиях художника - образы бродяг перемежаются с библейскими героями. Стилистика картин скользит от аллюзий на Дюрера до пародий на современное Диксу искусство. Войне посвящено более 600 картин и зарисовок.

Ульрике Лоренц изображает Дикса как двойственную фигуру. Наблюдателя и участника событий, нежного семьянина и холодного циника. Тема противоречивости задана в двух одновременных изображениях – проекциях. Многочисленные автопортреты – попытка понять себя и свое время. Дикс "смотрел" и умел видеть "красивое" в безобразном.

Д-р Ульрике Лоренц (Dr. Ulrike Lorenz) была ранее руководителем музея Отто Дикса в г. Гера, в настоящее время – руководитель Восточно-германской галереи в г. Регенсбург (Ostdeutsche Galerie in Regensburg).

ЛЕКЦИЯ состоится 21 июня (четверг) 2007г. в 17-00
АДРЕС: Нижегородский государственный художественный музей, Кремль, корпус 3, 3 этаж
КОНТАКТЫ: тел. 30-45-09, ncca@art.nnov.ru, Ольга Татосьян
Вход свободный



«назад
© 2000-2018 нижегородский филиал государственного центра современного искуства